Путешествие на прокатном автомобиле по Скандинавии

Норвегия - Путешествуя по Норвегии

  путешествие на прокатном автомобиле по скандинавии

На этот раз Скандинавия, а точнее – Швеция и Норвегия. Вдвоем с сыном проехали по маршруту со стартом-финишем в Стокгольме и ночевками в Карлштад-Осло-Ейдфьорд-Согндал-Лоен-Алезунд-Трондхейм-Мора.

Ехали на машине от SIXT Rent-a-car.

Бронировании отелей, паромов, автомобиля (база) и билеты на поезд в Хельсинки и обратно - помогла компания www.Jazztur.ru. Отдельное спасибо там Сергею Макарову за подбор отелей.

Время в пути на прокатной машине – восемь дней, с 18 августа по 26 августа 2008 г.

Пройденный путь – около 3100 км.

Цель – уехать подальше от нашего южного пекла и отдохнуть как уже успешно опробовали в прошлом и позапрошлом году в Испании и Португалии (это все описано здесь же, рядом) и получить впечатление прежде всего от созерцания норвежских фьордов. Ранее, в 2001 году, мы уже были в Скандинавии группой автобусным туром «Вся Скандинавия» за 16 дней от DSBW. Особо залегли в душу фьорды и захотелось ещё, но теперь уже своим ходом.

Описано про эти места очень много. Использовали все, что попалось в поле зрения, за что особая благодарность этому сайту и его авторам.

Наши общие впечатления и рекомендации:

Стоимость поездки и маршрут.

По маршруту - обозначили свои пожелания туроператору Jazztur, Москва:

• норвежские фьорды от Осло до Трондхейма,

• ночёвки в малых городах, либо в пригородах, а лучше вне городов, без Стокгольма-Осло-Бергена, обязательно с завтраками и, желательно, с бесплатными парковками,

• переезды не 250-300 км.

После чего через несколько дней получили от них список отелей с датами и вариант перемещения.

Определяющим явилось и желание не лететь самолётом, а передвигаться только по земле и морем. Мы обитаем в Краснодаре, поэтому отбросили и вариант передвижения на своей машине, так доступный питерцам, да и москвичам тоже.

Место старта и финиша на прокатном автомобиле определили в Стокгольме. Что позволило, давно хотели, освежить наши впечатления о паромах SiljaLine. Не пожалели.

Ехали поездом в столицу, далее, из столицы - поезд «Лев Толстой» в Хельсинки, из Хельсинки паром «Silja Serenada» до Стокгольма. В Стокгольме арендовали машину и там же её потом сдали.

Возвращались – после сдачи машины в Стокгольме той же «Silja Serenada» до Хельсинки. Далее поезд Илья Репин в СПб, где сделали себе небольшую программу на пять дней с помощью Ринальди (СПб)) (спасибо, Ринальди!).

Заплатили за отели, паромы и поезда «от Москвы до Питера» ~90 тыс. руб., плюс аренда машины 3685 шведских крон (~15 тыс. руб.). За 3100 км сожгли дизтоплива на 12,6 тыс. руб. Платные стоянки были только в Осло (центр) и Алезунде (ночь) – около 500 руб.

Платные дороги и паромы – около 5000 руб.

Входы в музеи – около 1500 руб.

Завтракали всегда на пароме/в отеле. Ужинали: ]

• один раз в IKEA - действительно, одно из самых разумных по цене вариантов,

• а обычно фастфудом - мы его не то, чтобы очень любим, но если негде, то едим и его.

Где-то по 1000-1200 руб на двоих за раз – всего 10-15 тыс. руб. Общий уровень цен «на покушать» мы определили как х3…х5 по отношению к ценам в Краснодаре.

Прокат автомобиля.

Бронировали самостоятельно через Интернет на SIXT:

http://ag.sixt.com/autovermietung/produkte/vermietung.php.

У нас на руках была также бронь Еuropcar, которую нам, по нашей просьбе, сделал наш туроператор Jazztur. Варианты практически равноценные, за исключением того, что SIXT не берет мзду за дополнительного водителя (addition driver), а на ней и остановились.

По началу пытались было найти стойку рент-а-кар поближе к терминалу Silja Line, куда прибывает наш паром из Хельсинки. Но потом послушали рекомендации нашего менеджера, Сергея от Jazztur, а также почитали этот сайт, обнаружили станцию метро Gardet рядом с терминалом, камеру хранения на терминале (это все дома, на стадии подготовки). И решили, что SIXT вблизи станции метро Morby Centrum – вполне нормально.

По прибытию в Стокгольм сумки оставили в камере хранения на терминале SiljaLine (3 монеты по 5 крон, меняют в кафе там же без проблем), погуляли по Стокгольму, а как взяли машину – подъехали, забрали сумки и покатили дальше. На обратном пути процесс обратный – завезли сумки в камеру на терминал, машину сдали налегке, погуляли и потом – на паром.

Замечу сразу – аренда машины в Швеции значительно дешевле, чем в Норвегии. Причина малопонятна. Но наши коллеги – путешественники из Германии, которые взяли Опель Корса на те же восемь дней, но в Europcar Oslo, были весьма удивлены суммой, которую нам обошлась машина. Они заплатили почти в полтора раза дороже за машину классом ниже.

Как добирались от терминала парома SiljaLine до станции метро Gardet - пешком прошли из терминала через мостик, затем скверик и вправо, чуть-чуть, метров 200, по улице, потом слева видно между домами. Туда народ идет, так что заблудиться сложно. Всего около 400…600 метров. Купили на станции два билета до Т-Централен - «тиз стейшен ту тикет плиз…»..

Карта метро и Стокгольма - в свободном доступе на пароме.

Погуляли по Стокгольму

Вновь спустились в метро и повторили процедуру с билетами, но до станции Morby Centrum. У метро Morby Centrum, чтобы не блукать, взяли такси, показали бумагу с адресом SIXT rent-a-car и через три-пять минут были на стойке.

Оформление SIXT времени не отняло. Девочки взяли у нас бумагу брони, что мы сделали дома через Интернет, сделали процедуры с нашей дебитовой VisaClassic и вывели на стоянку, по пути несколько раз сказав «сорри…». Подошли – поняли причину этого «сори…». Заявленного «Мерседес-бенц В-класс с механикой» не оказалось. Поэтому нам дали МВ С-200 CDI (черный седан, дизель, АКП, 136 л. с., расход по факту 6.3л/100 км, пробег на начало аренды 3500 км – новьё, прошедшее обкатку).. И за те самые деньги, обозначенные в нашей брони, сделанной через Интернет, - 3685 шведских крон. Дома глянули разницу в деньгах заявленного и выданного нам – нам выдали машину, заявив которую, мы платили бы 1,5 раза больше. Приятно.

Сдача автомобиля. Подъехали вовремя, с полным баком. Нашли место на стоянке у офиса. Принесли на стойку бумагу, что нам дали при оформлении. На вопрос “All OK?” ответили – Йййессс!. Спросили у человека на стойке, как нам добраться к станции метро Morby Centrum – и человек нас на этом же мерсе к метро и подвёз.

Про международное водительское удостоверение (МВУ) я уже ранее писал – мы оформляли аренду по МВУ и загранпаспорту. Наши прва в кармане были, но мы их так ни разу не достали.

Кредитная карта Visa или MasterCard – SIXT требует обязательно. Причем шведы не предъявляют требования, чтобы карта была обязательно кредитной, можно и дебитовую. Так и пишут на сайтах. На всякий случай у нас была еще одна карта, другого банка. Случай в 2007-м в Барселоне заставляет страховаться. Но она не потребовалась.

Класс авто.

Хотелось, безусловно, чего-то скандинавского. Saab, Volvo… Что позволило бы полностью погрузится в окружающее пространство. Но прокатные конторы ничего конкретно скандинавского не предлагали, а поэтому выбирали из того, что есть. Для двоих было бы вполне достаточно нижней строчки SIXT – MB-A class (or similar - BMW-1). Но разница в цене с МВ-B class (or similar SAAB 9-3) была столь незначительна, что, помня прошлый год в Барселоне, понадеялись на этот “or similar” SAAB 9-3. По факту же все оказалось совсем по-другому, выше я уже описал – мы катались на МВ С200 CDI. Машина вполне нормальная, и отъездили на ней с удовольствием.

Хельсинки. Город не представляет никаких сложностей туристам, истоптан и изъезжен русскими и в большинстве магазинов говорят по-русски. Мы приехали поездом на ж. д. вокзал, имели время 4 часа для прогулок. От ж. д. вокзала до терминала около 1.5 км по городу. Если нет желания ехать на такси - это 20..40 мин неспешной прогулки, мы именно так и сделали. Или, если идти совсем скучно - трамвай номер 3Т. Все достопримечательности мы хорошо помнили по прошлому визиту, дождь лил как из ведра, поэтому основное время уделили главной – универмагу STOCKMAN.

Езда по дорогам Швеции и Норвегии.

Общее – дороги понятные и удобные. Разметка, указатели, знаки – въезжали в обстановку первые полчаса, далее вполне нормально. Тем, кто ездит по дорогам РФ, там будет очень комфортно. Скорость значительно ниже, чем в Испании-Португалии. Магистрали с лимитом 110 км/час лишь вблизи Стокгольма и Осло. Большинство дорог позволяют двигаться не быстрее 60..80 км/час. Стоит перед поездкой почитать этот сайт, про особенности разметки, движение по Скандинавии здесь написано хорошо и много. Хотя я ничего сверхнеобычного не заметил. Всё интуитивно понятно.

Навигация. Использовали КПК Glofish X-800, у него есть GPS-приемник, с установленным на него Том-Томом 6.21 и картами версии SE_DK_NO_FI_plus_675.1409 (отдельное спасибо ресурсу www.4pda.ru - все брали там). Том-том вел четко, при расчете самого быстрого пути учитывал, в том числе, и время на паромы. В прошлом году использовали коммуникатор Golgfish E-Ten Х-500, на этот раз он был у нас в резерве.

Дома забили в «фавориты» Том-тома местоположение отелей по маршруту, терминалы паромов, некоторые прелести природы и ж. д. вокзал в Хельсинки. Были отели, адреса которых Том-том не принимал. Дома в Интернете искали эти отели, их местоположение и обозначали в «фаворитах» Том-тома. Такая заготовка позволила находить отели сходу. Было бы, безусловно много интереснее здесь иметь фактор неопределённостию. Но лень - движущая сила прогресса. Так и ехали, попадая сразу в нужное место.

Обычные карты на бумаге всё же покупали и использовали. Норвегия и Швеция – это природа и природные красоты, что Том-том отображает, но плохо. Наша версия карт во всяком случае. Ледники, водопады, озёра… Покупали обычные карты - на заправке или брали бесплатно карты из буклетниц в отелях.

Как и в прошлом году, один из нас, по очереди, был штурманом, который следит за Том-Томом и указателями. Но, в отличии от Испании/Португалии, здесь работа для штурмана много менее напряженная и дорожная обстановка позволяла ехать спокойно.

Швеция – от Стокгольма на Осло и от Mora к Стокгольму дороги по невысоким холмам либо равнинные. Ограничение 90/110. Скорость местные превышают, но далеко не везде и не намного. Закономерности отследить не успели, оттого соблюдали. Ездят очень спокойно. Очень часто наблюдали, как гнавший много быстрее швед догонял нас и потом в нашем темпе неспеша катился, не используя многочисленные возможности для обгона.

Езда по Норвегии сложнее в основном из-за рельефа. Дороги горные, с множеством серпантинов с поворотами на 360 градусов и обилием закрытых поворотов. Дороги часто не имеют осевой из-за малой ширины. Иногда, на второстепенных дорогах, по которым наш Том-Том дорогу тем не менее прокладывал, ширина дороги уменьшалась до ширины «для одного автомобиля» и шла чуть ли по дворам местных подворий. Разъезжались со встречными, используя карманы – небольшие расширения дороги через 300-500м. Местные по таким дорогам ездят в обычном, мало понятном нам, темпе.

Мы со своей сверхосторожностью их напрягали и приходилось их пропускать, притормозив в очередном кармане. Нас же пропускали грузовики и уж совсем осторожные туристы из Германии.

Платные дороги встретили только в Норвегии. Для оплаты имейте монеты – с автоматами иначе не рассчитаетесь.

Не раз видели на тихих лесных дорогах следы на асфальте в виде змееподобных черных полос - следы жженой при старте резины - в Скандинавии не брезгуют выяснением отношений на высоких скоростях.

На многочисленных паромах через фьорды один раз в кассе перед посадкой платили картой, а если кондуктор на пароме - платили наличкой. Переправа на прямую видимость места назначения стоила в пределах 100-150 крон за машину с водителем и одного пассажира. На паромы можно планировать перекусить хотдогом, блинчиком и кофе. Мы не встретили парома без кафетерия с нормальными ценами или хотя бы автомата с сэндвичами-кофе.

Тоннелей в Норвегии очень много. Мы сбились со счета, хотя по началу считали добросовестно. 3-6 км – это обычная длина. Проехали и по самому длинному - аурландскому тоннелю 25 км длиной. Впечатляет. Ехать по тоннелям не сложно и вполне сносно, поскольку общий темп спокойный.

Парковались на ночь у отелей. Парковки у отелей, кроме Scandic в Alesund, бесплатные и доступные. В больших городах, кроме Осло, не были. В Осло парковались у музея викингов за 8 крон (~40 руб)в час, а в центре за 45 крон в час. Парковку нашли по знаку «Р с крышечкой».

Полицию видели редко и она нас не напрягала никак. На дороге Стокгольм-Осло на границе нас встречал взлядом суровый товарищ в форме, но так и не остановил. А на границе между Трондхеймом и Мора узнали о том, что уже Швеция – лишь по изменению цвета осевой. В Норвегии осевая желтая. Ни одного стационарного поста, как в прошлом и позапрошлом году в Испании – Португалии, мы не видели. Соблюдали, оттого и обошлось, наверное.

Заправочные станции, как и в Испании, в большинстве случаев - они же минимаркеты с соками-колой-хотдогами и дорожными картами. Иногда есть очень приличные забегаловки с фаст-фуд кухней. Где готовят, например, гигантские гамбургеры за 34 кроны, после поглощения которого очень долго про еду не вспоминаешь.

Иногда заправка работает только по пластиковой карте. Встречали, где есть вариант выбора - карта или касса. Щель для карты прямо в колонке. Если хочешь платить наличкой – жми «kassa». В этом случае льёшь, потом платишь на кассе. Если картой – необходимо, не вынимая пистолета из колонки, вставить карту, выбрать топливо/колонку, ввести пин-код. После этого пистолет вставляем в бак и льем. Сколько залил – столько с карты и сняли. Дизтопливо от 12.5…13.5 кроны за литр. Цена в цифрах, не взирая на разницу курсов, в Швеции и в Норвегии в цифрах почти не отличается. Т. е. в Норвегии топливо дороже на 15-20%.

На заправках часто – мойка самообслуживания с пистолетом высокого давления. Мы слегка помылись на 25 крон.

Достопримечательности.

Из прошлой поездки с DSBW мы сделали вывод, что вся Норвегия – это одна большая достопримечательность. На этот раз DSBW по намему запросу, к нашему разочарованию, путного ничего нам не предложила, поэтому доверились Jazztur, выбор отелей определил и маршрут, прочитали на этом сайте про фьорды, Фломбан, Trolstigen, несколько разных «брейнов» - ледников и поехали. Все красоты на дорогах обозначены хитрым знаком, напоминающем две скрещенные восьмерки. По пути встречали очень много остановок в отличными видами. Мимо проехать сложно.

Дневные переезды по Норвегии ограничили 250-350 км, что даже много. Дороги непростые, медленные и позволяют часто ехать не быстрее 40..50 км/час. Один раз нарвались на профилактические работы в тоннеле и застряли перед ним на три часа… Поглядели объезд - 420 км с ещё тремя тоннелями… Поэтому терпеливо ждали. Хорошо сбивают темп паромы.

Да и вообще - торопиться особо и не хотелось. Каждый поворот открывает новый вид, от которого отрываться не хочется.

Офисы tourist information, которые нас спасали в Испании, здесь есть, но развиты значительно слабее. Это, однако, вполне компенсируется невероятным обилием туристической информации в буклетницах отелей.

Что нас интересовало:

• природные красоты во всех их проявлениях. Природных красот невероятное количество и от них в восторге по сей день.

• музеи и подобные объекты, если цена на вход не заставит на почесать затылок.

Попытались зайти в музей рыболовства в Alesund - но он был закрыт аж до декабря.

На стадии подготовки использовали http://www.visitnorway.com/ru

Язык общения.

Даже если мы ещё не сказали ни слова - все принимали нас за русских. Хотя и одеты были в ветровки, купленные только что в Стокгольме и подъезжали на машине с шведскими номерами. Видимо, порода видна издали.

Наше впечатление - абсолютно вся Скандинавия знает английский как свой родной. Мы не нашли даже в самой глухой провинции аборигена, не знающего английский. Более того, их английский уж очень хорош и заставлял нас устыдится в своём уровне.

Русский знают на уровне «Спасиба». Финляндия – исключение. Там по-русски говорят, сложилось такое впечатление, везде.

Заготовленные дома русско-норвежские и шведско-русские разговорники не доставали – обошлось и без них.

Еда.

Все отели на маршруте, включая паромы Хельсинки-Стокгольм-Хельсинки, по нашим пожеланиям, имели включенный в стоимость завтрак. О чем ни минуты не пожалели. Нормальный шведский стол с напитками, ветчиной, сыром, рыбой, омлетом, овощами и сосисками… Несколько скудновато лишь была представлена группа десертов. Тем не менее, до ужина про еду не вспоминали.

Ужинали либо в придорожных заведениях, либо запасами, закупленными накануне на заправках и в придорожных заведениях. Это обычно было картошка-фри – мясо - овощи или просто большой гамбургер и чай. Кипятильник для вечернего чая без работы не был ни дня.

В норвежских отелях обычно нас встречала маленькая бутылочка испанского/чилийского красного сухого. Так и не поняли – платить за неё или нет… Не платили. Но спасибо говорили от всего сердца.

Ночевки.

Отели нам подобрал и бронировал Jazztur.

Ночевали по порядку:

поезд Лев Толстой Москва-Хельсинки-С. Пб

паром Silja Sereneda Хельсинки-Стокгольм

Clarion Collection Hotel Bilan Карлстад, Швеция,

Quality Hotel Leangkollen Аскер, пригород Осло, Норвегия,

Quality Hotel & Resort Voringfoss Эйдфьорд, Норвегия,

Quality Hotel Sogndal Согньдал, Норвегия,

Hotel Loenfjord Лоен, Норвегия,

Scandic Alesund Олесунд, Норвегия,

Thon Hotel Gildevangen Тронхейм, Норвегия,

Best Western Mora Hotell & Spa Мора, Швеция,

паром Silja Sereneda Стокгольм - Хельсинки.

Итог

По-настоящему сказочное путешествие. Абсолютно несравнимо с Испанией и Испанией-Португалией, потому что всё абсолютно другое.

Заканчивать и возвращаться было очень тяжело. Именно для этой цели на финише сделали буфер в виде красот СПб. Отчасти помогло.

Форма одежды. Мы ехали в джинсах и футболках, а для защиты дождя в Хельсинки прикупили взяли ветряки. Свитера в резерве были, но мы их так и не достали.

Что мы теперь бы не делали или делали не так:

• если уже катались на паромах SiljaLine и вспечатления свежи - лучше всё-таки лететь регулярными рейсами в Стокгольм, Трондхейм или Берген (http://www.norwegian.no/sw29622.asp). А вылет обратно не из точки прилёта, а из точки завершения маршрута. Это вполне позволяют как прокатные конторы, так и авиаперевозчик,

• сделать остановку на две ночи в таких сказочных, по нашему мнению, местах - Лоен, Алезунд, Трондхейм. А также остановиться на одну ночь либо в Мольде, либо в Кристиансанд. Уж очень замечательные там места. Плохих мест в Норвегии мы не видели.

• дорога Троллей – это не самая замечательная и красивая дорога, хотя и одна из них. Если до и после ничего не видеть – Да! Великолепно!!! Но: в Норвегии очень много дорог, ничуть не хуже, иногда и лучше этой дороги по окрестным пейзажам и общему впечатлению. Мы как раз вот так и попали. Вначале испытали все прелести прочих, не менее скучных, а потом дорога Троллей нас даже вроде как и разочаровала. Если по какой-то причине карты не легли по ней проехать – не стоит ломать копья и стремиться туда попасть.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Известные лица Норвегии:

News image

Спарре Ольсен, Карл Густав

Карл Густав Спарре Ольсен (норв. Carl Gustav Sparre Olsen; 25 апреля 1903 — 8 ноября 1984) — норвежский композитор. Учился у Фартейна В...

News image

Нордрок, Рикард

Ри хард Но рдрок — (норв. Rikard Nordraak) — (12 июня 1842 — 20 марта 1866) — норвежский композитор, рождённый в Христиании (ныне Осло). О...

News image

Северуд, Харальд

Ха ральд Се веруд (Harald Sæverud; 17 апреля 1897, Берген — 27 марта 1992, Берген) — норвежский композитор, один из виднейших сканди...

На заметку:

Хотите отведать сушеной трески? Поезжайте на Лофотены

О! ,- только и мог воскликнуть я, увидев табличку с названием рыбацкой деревушки на Лофотенских островах, куда занесло меня мое...

Ноpвежские фьоpды

Фьорды, как известно, вкупе с Ибсеном и Григом - главная достопримечательность Норвегии. Народ стремится поглазеть на уникальные...

Таможенные правила Норвегии

Ввоз и вывоз национальной и иностранной валюты не ограничен, суммы свыше 25 000 крон (или эквивалент) обязательно указываются в ...

Москва-Ставангер

Добраться до Ставангера очень просто, так как он имеет прямое сообщение со многими европейскими странами. Можно долететь на...

Отели Норвегии:

Krystallen APT

News image

Месторасположение: Апартаменты находятся в гостиничном комплексе Krystallen в Kvitfje...

Comfort Hotel Boersparken 3*

News image

Месторасположение: Расположенный в центре столицы Comfort Hotel Boersparken окружен з...

Thon Hotel Astoria 3*

News image

Месторасположение: Thon Hotel Astoria - один из центральных отелей Осло, расположен н...

Рассказы туристов:

Норвегия - зимний рай

News image

январь 2003 Холодно… Холодно… Еще холодней... Однажды в студеную зимнюю пору, совсем для себя неожиданно, оказался я на эт...

С детьми по северу России и Скандинавии

News image

август 2009 Поездка Карелия-Мурманская область-Норвегия-Финляндия-Питер-Москва. Лето 2009. Переход границы - 2 августа. ...

Популярные отели:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Прогулки по стране:

Путешествие по Норвегии: Осло-Согнефьорд-Берген

News image

Съездить в Норвегию было нашей давнишней мечтой. Планировать путешествие начали сильно заранее, где-то в феврале, и не зря – в м...

Хрустальная мечта — Норвегия

News image

Норвегия , Норвегия … Последние несколько лет стремилась попасть туда, как Бендер в Рио-де-Жанейро . Причина неизвестна мне само...