Норвегия стала для меня еще одной страной в мире, в которую хочется возвращаться вновь и вновь…

Норвегия - Путешествуя по Норвегии

норвегия стала для меня еще одной страной в мире, в которую хочется возвращаться вновь и вновь…

Про Норвегию, страну фьордов, мы задумались почти, что 2 года назад, по двум причинам:

- на радиостанции «Эхо Москвы» один известный тур-оператор, на тот период один из немногих работающих с Норвегией, представил круизные туры по фьордам, да так интересно и увлекательно, что в нашей семье было принято решение – едем обязательно.

- Опять же на «Эхо Москвы» был в гостях посол Норвегии, и так как беседа была, что называется «без галстуков, то в основном рассказывал о красотах своей страны.

Но как говорится, человек предполагает, а Бог располагает :-)) Ибо те два года прошли под лозунгом «Италия, в первую очередь, Рим, forever.»

Итак, лето, август 2007 года. Мы счастливые летим в страну викингов, троллей, фьордов, любителей эко-туризма, рыбалки и фотографии.

Берген нас встретил улыбающимися таможенниками, маленьким аэропортом, очень быстрым получением багажа (несмотря на то, что воду и йогурт по прилету пришлось упаковать в прозрачный пакет и сдать, и, пройдя паспортный контроль, нам их вернули. Безопасность! Молодцы, как все хорошо организовано в этом плане) и… низким мрачным небом, грозовыми облаками и чудовищным ливнем. Еще в терминале меня немного удивил тот факт, что некоторые прилетевшие, оказавшиеся в последствие норвежцами, переодевались в резиновые сапоги и анти-дождь куртки-плащи. Настроение наше немного подпортилось, хотя еще в Москве я посмотрела прогноз погоды по нашему маршруту и знала, что именно в день прибытия будет дождь. Но не ТАКОЙ же!!! (сразу скажу, что прогноз оправдал себя на все 100%, что редко бывает, особенно у нас в Москве). Разумеется, обратного пути не было, и мы поплелись искать нашу арендованную еще в Москве машину. Около 25 минут «плыли» по дорогам Бергена и вот уж наша коробка отеля виднеется (за все время путешествия мы поменяли 5 отелей;отзывы про отели читайте в одноименной рубрике этого сайта). Так как заселение было только после 15:00, а приехали мы к 12:30, то, собрав волю в кулак, мы решили осмотреть город. Правда при этом нам пошли на встречу и сказали, что номер будет готов через час…Нас не спасли ни зонты, ни дождевики. В буквальном смысле мы промокли до костей. Сумки и содержимое в них (документы, кошельки) почти что насквозь. Настроение испортилось в конец. Вещей взяли по минимуму и по этому переживали, а высохнет ли джинсы и толстовки к завтрашнему дню? И переругались к тому же (в Норвегию мы поехали с мамой вдвоем отдохнуть от всех в тиши и покое на природе). «Вот заболеешь, кто за рулем будет?» - на тот момент мамин аргумент действительно был веским, ибо только я умею водить машину. Боженька уберег таки меня от простуды, но не от того, что случилось сразу после долгожданного заселения в отель. Не знаю, что повлияло, либо ранний подъем на самолет, либо моя метеозависимость на смену погоды (в Москве чувствую за сутки смену погоды приступами вегетососудистой дистонии), либо акклиматизация (до этой поездки никогда ее не было). Одним словом, у меня гипотоника (90\50) случился гипертонический криз. Не дай Бог пережить такое еще. Думала концы отдам на норвежской земле. Вторая половина дня пропала.

На следующий день случилось чудо. Во-первых, со мной как будто ничего не произошло. Во-вторых, самый «плаксивый» город Норвегии изменил свою тактику (согласно прогнозу погоду

и подарил своим жителям и туристам чистейшее, голубое небо, согревающее солнышко и температуру на этом самом солнце +30. Это было по истине приятным подарком и для бергенцев и для всех, кого занесла судьба в эти дни в город. Местные жители все как один оказались на своих пришвартованных судах (яхтах, катерах, лодках), где устроили с самого утра пикнички со своими семьями и друзьями. Где-то читала, что практически у каждого норвежца есть яхта или катер или на худой конец моторная лодка и как только выдается погожий денек, они спешат позагорать там и просто провести хорошо время.

Несколько дней в Бергене подошли к концу, и наше путешествие продолжилось. В самом начале пути мы решили посчитать количество туннелей, которое нам предстояло проехать. Дойдя до 34 за один день, я поняла, что это дело бесполезное, так как у мамы эта число выглядело далеко не 34. Она насчитала только 29. Поэтому это занятие мы забросили и просто стали наслаждаться мимо пролетающими пейзажами. Плюс ко всему на мне оказался не только «руль», но и карта (не удалось заказать машину с навигатором), так как мама не обладает способностью хорошо читать карты. Таким образом, водитель и штурман в одном лице. Все же легче намного, когда в любой момент тебя могут подменить и можно просто спокойно взирать на раскинувшиеся просторы и фотографировать по дороге. Пожалуй, это единственный минус в нашем путешествии. Итак…наша дорога заняла в общей сложности 800 с лишнем км, петляя серпантином, затягивая в многочисленные освещенные и не освещенные туннели, переправляясь бесчисленное количество раз на паромах нам открывались захватывающие пейзажи девственной природы, мрачные горы, на которых то и дело проглядывали морды троллей, туманы, словно воздушные шапки на склонах гор, горные речки и водопады, порой такие шумные, что не слышно было собственных голосов, бредущие вдоль дорог очаровательные козочки, наглые лоси, которых можно было спугнуть, громко хлопнув в ладоши. И все вокруг по всему пути следования от Бергена до Олесуна через фьорды и многочисленные деревушки дышало покоем, умиротворением, звуками природы, а порой абсолютной тишиной, которая нарушалась только нашим дыханием и дуновением ветерка.

Если говорить о моих впечатлениях, что больше всего впечатлило и понравилось, я отвечу – все. А все же, что особенно? Особенно абсолютно неизвестное местечко по дороге нашего движения. Съехали на какую-то малюсенькую тропинку, кинули машину и пошли вглубь зарослей и оказались около кристально чистого горного ручья, в котором удалось лишь умыться и промочить ноги. Вода была градусов +10 не больше. И тут же наесться вдоволь малины, коих кустов было полно в этом месте. А вокруг…неземная красотища. Только ты и дикая природа и пенье каких-то незаметных в листве птичек. И больше никого. Правда, ведь, ничего особенного, такие места и у нас под Москвой можно отыскать. Но вот оно именно и поразило и запомнилось и отложилось в памяти.

Из известных и раскрученных мест, что уж греха таить, пиар он и везде пиар – это ледник Бриксдайл и «дорога троллей». Ледник впечатлил потому, что вообще никогда не была в таких местах и по ледникам не лазила, и поразил голубой цвет самого льда. (Думаю, что при следующей поездке решусь на тур по самому большому леднику Норвегии). «Дорога троллей» оставила самые лучшие впечатления еще и потому, что поехали мы по ней в самый туман, видимость была чуть более 100 метров. Ощущение было такое, как будто бы мы были героями романов С.Кинга. Туман навевал не самые приятные картинки. По мере спуска с высоты 858 метров над уровнем моря, туман начал рассеиваться и нам открылась удивительной красоты долина с одной стороны, а с другой та самая серпантинная «дорога троллей».

Возвращаясь к погоде, хочу сказать, что с ней-то самой нам очень повезло. Больше не то, что ливней, даже дождей не было. Только было откровенно холодно, где-то от +12 до +19 (в Москве при этой же температуре намного теплее) и почти все время очень пасмурно и все затянуто облаками. Очень жалели, что в последний момент выложили зимние свитера и оставили только пару толстовок и олимпиек. Так что незатейливый совет: на всякий случай берите с собой зимние вещи летом в Норвегию :-))

Норвежцы, с которыми общались в ходе путешествия, оставили очень приятные и теплые воспоминания о себе. Весьма спокойный, добродушный, немного закрытый народ, но при знакомстве очень открытый оказывается, дружелюбные, но не навязчивые, все без исключения очень гордятся своей страной, своей культурой, своей историей, свято чтят и соблюдают традиции. От всего этого веет патриархальностью, стабильностью, спокойствием, умиротворенностью, осознанием того, что никуда не нужно спешить. Надо просто жить и любить эту жизнь.

И в заключении, я хотела бы поделиться своими гастрономическими впечатлениями от Норвегии.

Так как мы с мамой гурманы сыров и рыбы, то с большим удовольствием в Бергене откушали бергенского рыбного супа-пюре. По мне так отменная вкуснятина. В Олесуне несколько раз за два дня отведали блюдо, которое называется Бакалао. Этих самых Бакалао насчитывается видов десять. В рыбном ресторане нам порекомендовали типично олесунское приготовление этого блюда. Что есть Бакалао? Это огромное блюдо, которое включает в себя средних размеров глиняный горшочек с кусочками трески под вкуснейшим сметанно-сырном соусом. Плюс к рыбе подается опять же горшочек с картофелем в мундире и большая порция салата. Это все на одного человека рассчитано. Второй вариант Бакалао представлял собой уже целую спинку трески, которая подавалась с различными соусами, большой порцией салата и глиняным горшочком с печенной картошечкой в сметанно-сырном соусе. В принципе, можно сказать, читая эти строки, что ничего особенно. Мы, например, так дома готовим несколько раз в неделю. Но…это очень вкусно и такой трески в Москве не поешь. Я вообще ее за рыбу не считала. Однако главный аргумент в защиту этого простого блюда, оно действительно придает ощущение домашний, а не ресторанной, вычурной кухни. Одним словом, простое, домашнее блюдо по очень скромной цене (пожалуй, за такую стоимость вас накормят такими же порциями и вкусной домашней кухней только в Ирландии, в каком-нибудь местном пабе).

Если же поехать в Норвегию в конце ноября начале декабря, то во всех ресторанах страны можно будет увидеть вывеску: «У нас свежая лофотенская треска». «Попробовав этой розовой трески, понимаешь, почему на стол у гоголевского городничего подавалась именно эта рыба, именовавшаяся в то время лабарданом. Привозят розовую треску с Лофотенских островов именно в конце ноября, когда она самая нежная и обладает изысканным вкусом. В какой-то мере можно говорить о том, что я стала адептом норвежской трески, правда розовой пока, что не удалось отведать.

Третье национальное блюдо, вернее продукт, отважилась попробовать только я и две подружки из Испании, с которыми мы познакомились во время круиза по Согнефьорду. Как потом оказалась и остановились мы в одном отеле на берегу фьорда в одной деревушечке. На ужине я узрела то, о чем читала в Москве, а именно gammel ost («старый» сыр). Есть эту гордость норвежцев невозможно. Первое впечатление (так сказать верхняя нота вкуса) было такое у нас троих: у испанок – вкус селедки и вкус миндаля, у меня – вкус чего-то вроде ванили. Средняя и нижняя нота вкуса до нас так и не дошла, потому что все было мгновенно запито огромным количеством воды и заедено чем-то более приятным. ЭТО не обладало вообще никаким вкусом, полное отсутствие, но при этом вызывающие не очень хорошие позывы. Я не знаю с чем сравнить, ну разве лишь…может кто-нибудь в детстве пробовал землю есть в процессе игры в повара, например?

Это сыр действительно старый – полусгнивший, если называть вещи своими именами. На вид он коричневый и немного «вспученный». И как пишется в одной книге про норвежцев, «лишь немногие иностранцы отваживаются его попробовать». Мы были из тех самых немногих.

P.S. Все выше написанное мной является лишь сугубо личным мнением и моим видением страны и мира, которое можно посмотреть на http://fotki.yandex.ru/users/elenakiss/

Так получилось, что мое P.P.S. про отели автоматически отменяется, по причине того, что этих отелей нет в списке и мне пришлось продолжить свой рассказ. Для начала скажу, что все отели были категории ***, во всех были обильные и шикарные завтраки, на которых были блюда и для любителей рыбы, салатов, вегетарианцев, мясоедов и фруктов.Только завтраки были, естественно в Бергене(Scandic hotel Bergen City,Hakonsgaten,2) и в Олесуне(Brosundet,Apotekergate,8). Завтраки и ужины были в трех отелях, которые находились в отдаленных от цивилизации местах, где просто нет ни кафе, ни ресторанов. Ужины были еще более шикарные и богатые по своему выбору, чем завтраки. Напитки,для тех кто пьет за отдельную плату, а вода в неограниченном количестве. Так что с голоду не умирали и больше скажу, ели дай Бог одну 10 часть, того что было представлено. Это что касается питания.

Что касается номеров и чистоты в них. Убирались, что в Бергене, что в Олесуне из рук вон плохо,не пылесосили к примеру. Хотя мы были только по двое суток в каждом отеле, но все равно заметно. Что касается трех отелей на фьордах, то они все принадлежали семьям и там поддерживалась идеальная чистота. Правда полотенца меняются не каждый день, а через два, о чем висит во всех отелях табличка в ванной комнате.

Номера, опять же от самого крохотного в одном из самых живописных мест на фьорде, а так считаю этот отель самый уютный (Sogndal,Hotel Hofslund), до огромного опять опять же в районе фьорда (Stryn,Loenfjord). Что касается вида из окна, то во всех пяти отелях, не считая Бергена(находится в центре города, минут пять от воды) нам очень повезло. Окна выходили либо на горную реку, либо на пристать(Molde,Alexandra), куда грациозно подплывали круизные лайнеры, либо на фьорд и пляж, на который можно было выйти прямо из номера. Однако, всегда в бочке меда есть ложка дегтя и это ложна досталась от отеля в Олесуне. Откровенно не тянет на ***, внутри пахло рыбой и тиной, номер безобразно убирался и было сломано окно(тяжело открывалось), при том, что кондиционера не было. А так…все же норвежские отели отличаются от европейских и аурой, и огромными шведскими столами на завтраки и ужины, администраторами чуть сонными…Одним словом, это Норвегия :-))).